Лето по-взрослому

Легко сказать «пойду работать». А на деле все оказывается несколько сложнее, особенно, если вам нет восемнадцати. Однако опыт, приобретенный в ходе летней подработки, остается ценным еще многие годы.
Анна Дедова
Анна Дедова

Мне тогда было 16. Окончательно потеряв надежду уехать куда-то за пределы области, я четко решила хотя бы попытаться слезть с шеи родителей. Уже тогда я знала, что хочу связать свою жизнь с журналистикой, а потому пыталась найти что-нибудь в этой сфере, но, к сожалению, все, что мне могли предложить, — стать юным газетчиком в одном региональном издании. Продавать тираж на улице мне не хотелось, поэтому нужно было найти что-то еще.

Тогда многие работали в BTL, и я не стала исключением. Работа не казалась мне сложной, зато можно было быстро заработать неплохую сумму на карманные расходы. Раздавать листовки — что может быть проще? Но самым простым в этой работе оказалось заполнить анкету. Потом нужно ждать (это, кстати, один из минусов: иногда бывает сразу несколько крупных проектов, а иногда лишь пара мелких заказчиков).

Спустя неделю мне позвонили и сказали, что нужно раздавать листовки одного косметического магазина. В назначенное время я приехала на точку, взяла пачку и пошла работать. Что сказать? Довольно монотонно — «Возьмите, пожалуйста! Спасибо!». Но тот мой первый день «сделал» довольно пожилой мужчина, рассказавший мне про свой одеколон, которым он пользовался, когда служил в Афганистане. Тогда ко мне пришло осознание того, чем профессия промоутера схожа с журналистикой. Все банально просто — работа с людьми.

Но что скрывается за этой фразой на самом деле, я поняла, когда стала принимать участие в проекте, направленном на увеличение числа продаж мраморной говядины одной известной марки. Цена этого деликатеса в разных магазинах — от 400 до 800 рублей за килограмм. Немало! (Цена в августе 2015 года при среднем курсе доллара ЦБ 65,15). И нужно было убеждать. Сначала я трудилась в гипермаркете, где не каждый покупатель мог позволить себе килограмм мяса за 500 рублей. Зачастую в ответ на свой довольно приветливый промо-текст я слышала: «Девушка, да вы с ума сошли! Килограмм мяса за 500 рублей! Да я на эти деньги две курицы возьму». И первую неделю, возвращаясь домой, я всегда думала лишь об одном: «Неужели каждый считает своим долгом напомнить мне, сколько стоит эта говядина?! Можно подумать, я виновата в столь высокой цене!»

Продажи были низкими, поэтому однажды точку посетил супервайзер от заказчика. Тогда я узнала, что начальство бывает с крутым нравом и своеобразным характером: не представившись, женщина стала оскорблять меня, переходя на личности, а на просьбу предъявить служебное удостоверение (уж слишком много оскорблений я выслушивала от посторонних людей из-за рекламируемой продукции) лишь фыркнула и ушла. Та ситуация, пожалуй, научила меня главному: не пускать негатив в свою жизнь, не позволять работе отравлять личное. Тяжело. А нужно. Ведь, если станешь трудиться в новостной журналистике, придется находить в себе силы писать о людских бедах и продолжать радоваться жизни.

Через 2 недели точка переехала, и работа в новом районе стала словно играть со мной в игру «добрые люди — злые люди». В первый день, когда мы с напарницей неудачно подвинули стойку, мужчины, проходившие мимо, помогли собрать ее заново и не требовали ничего взамен. Во второй день какая-то девушка, проходившая мимо, помогла мне, когда я заблудилась: она не пожалела своего времени, чтобы проводить меня, а потом просто ушла — делай добро и убегай! Но при этом буквально через полчаса я услышала в свой адрес весьма оскорбительную шутку: «Девушка, а если мы мяса на 5000 рублей купим, вы с нами поедете?» И в той ситуации я приобрела новый навык — выкручиваться из самых неприятных ситуаций, уходить от лишних вопросов, не нанося при этом урон имиджу организации.

Работа промоутером, несмотря на свою внешнюю философскую бесполезность, дала мне много. Дресс-код сделал меня более уверенной и независимой от внешнего вида. Точки в разных районах города научили меня лучше ориентироваться и просить помощи у людей. Сами люди преподнесли много важных жизненных уроков. А продукция, по сути, дала мастер-класс по маркетингу.

Лето закончилось, деньги отправились в копилку, а опыт остался со мной и до сих пор помогает. Поэтому, если вы выбираете будущую профессию, но сомневаетесь в своей способности работать с людьми разного возраста, социального статуса и уровня образования, смело отправляйтесь в BTL, и многое может проясниться, а приобретенные в процессе работы качества дадут вам неявное, но очень важное преимущество среди коллег: у вас появится внутренний стержень, который позволит сохранить самообладание и продуктивность даже в самой безвыходной ситуации.

P.S. Когда вам предлагают листовку на улице — возьмите! Вам это ничего не стоит, а человеку будет приятно. Проверено на себе!

Автор Анна Дедова, победитель номинации hh.students XIV Открытого фестиваля молодежной журналистики «Пингвины пера», команда Nota Bene